В год 75-летия победы в Великой Отечественной войне Федерация хоккея России продолжает цикл материалов о хоккеистах, судьях и тренерах, которые с оружием в руках отстояли независимость нашей Родины. Сегодня рассказ об известном довоенном спортсмене спортивном деятеле и «крестном отце» российского хоккея Сергее Савине.
Еще до Великой Отечественной войны Сергей Александрович был одним из организаторов большого футбола в системе ВЦСПС, много времени и сил отдавал популяризации спортивных игр на страницах печатных изданий, начинал свою судейскую практику на футбольных и хоккейных полях.
В первые послевоенные годы, когда ещё не залечены душевные раны героического народа, не восстановлены тысячи разрушенных, сожжённых городов и деревень, правительством страны была разработана программа по выводу советского спорта на международную арену.
Огромную роль в становлении хоккея с шайбой в Советском Союзе сыграл Сергей Александрович Савин. В то время Савин был начальником отдела футбола и хоккея спорткомитета, которому весной 1946 года министр спорта Романов поручил внедрить новый вид спорта: «"За рубежом играют в канадский хоккей, надо разобраться, что это такое и можем ли мы в него играть. Ведь он входит в программу Олимпиад".
Савин искренне заинтересовался новым видом спорта, с 1946 года возглавил работу по его продвижению и распространению в СССР. Великий организатор и управленец взялся за дело с огромным энтузиазмом. Сегодня трудно сказать, что было бы с нашим хоккеем, если бы не Сергей Александрович. Он начинал с нуля, во всех смыслах этого слова. В то время, в Москве не было ни шайб, ни амуниции, ни правил, ни информации — ничего, на что можно было бы опираться при создании клубов и турниров.
До Великой Отечественной войны в буржуазной Прибалтике в этот хоккей играли. Савин отправился в Каунас, затем в Ригу, где познакомился с игроком и тренером местного «Динамо» Эдгаром Клавсом. Разговорились, поняли друг друга, и тот подарил Сергею Александровичу канадские коньки, клюшку, шайбу и небольшую брошюру с правилами игры на латышском языке. В Москве быстро сделали перевод на русский.
Савин принял решение привлечь к поставленной задаче тренеров, судей и других специалистов из русского хоккея и футбола. Первыми откликнулись Анатолий Тарасов (ВВС МВО), Аркадий Чернышёв («Динамо»), Александр Игумнов («Спартак»). Провели учебные сборы, семинары. Спорили, высказывали даже самые маловероятные, нереальные мнения и доводы. Обсудили и решили: начинать развивать канадский хоккей без всякого промедления, с проведения чемпионата страны.
Энтузиасты буквально по крупицам собирали информацию о новом виде спорта. Сразу играть, а не осваивать азы новой спортивной игры и только потом, по ходу, изучать приёмы, повышать мастерство и тактику, познавать стратегию и психологию этого хоккея. Было предложено, чтобы в канадский хоккей пришли наиболее сильные спортсмены, игравшие в русский хоккей. То есть надо было лучших игроков в хоккей с мячом научить играть в новый хоккей – в хоккей с шайбой. Такими игроками стали футболисты команд мастеров. Так должно было быть легче и быстрее. Так и получилось. Время показало, что на практике принятое решение оказалось правильным.
22 декабря 1946 года состоялись первые матчи первого чемпионата СССР по канадскому хоккею. Эта дата стала путеводной звездой для наших блистательных побед на ледяных аренах чемпионатов Европы, мира и Олимпийских игр.
В феврале 1948 года, на Олимпийские игры в Санкт-Мориц была направлена группа наблюдателей для изучения зарубежного опыта. Делегация привезла подробный отчет о том, что хоккей – один из самых востребованных и престижных видов для зрительской аудитории.
Аркадий Иванович Чернышев, главный тренер сборной СССР: «... В этом отношении Сергеем Александровичем сделано так много, что мы имеем все основания считать его «крестным отцом» нашего хоккея...».
|